Klarens Bodiker
Resident Evil 4: Резня бензопилой в… Европе
Жуткая, натуралистичная и вместе с тем завораживающая игра. Лучшее продолжение серии. Один из сильнейших проектов года. Мастхев, ради котрого стоит приобрести GameCube или PS2.Resident Evil 4 я "прикончил" достаточно быстро, а точнее за 18 часов и 34 минуты. А вот рецензию написать собирался невыносимо долго, даже не восемнадцать дней
месяц, наверное, или даже больше. Сложно оказалось вот так сразу, по горячим следам, выразить словами весь драйв и сложность ощущений от знакомства со "старой, знакомой игрой", которую еще ни разу такой не видел. Такой вот парадокс. Да и хвалить понравившуюся игрушку обычно значительно сложнее, нежели обругать плохую. Однако, уверен, "выдержка" этого ревью пошла ему только на пользу, ибо впечатления отлежались, как следует, и стали местами даже более выпуклы.
Первая часть Resident Evil появилась аж в 1996 году, если мне не изменяет память, для приставки PlayStation. Сложно сейчас судить о том, стала ли игра сразу культовой, или все же игрокам потребовалось время, чтобы распробовать достаточно необычный и яркий ужастик. Точно сказать можно лишь одно – игру заметили. Да так, что за последующие годы вышло просто-таки зверское количество всевозможных продолжений и дополнительных "миссий". На моей памяти различных "резидент евилов" было одиннадцать штук, это не считая римейка 2001 года, когда Capcom переиздал оригинальную первую часть игры Biohazard. Я уже не говорю о том, что по мотивам игровых ужасов снято два полнометражных голливудских фильма. Кинополотна, справедливости ради замечу, вышли так себе. Но сам факт показателен!
Истоки жанра. | В RE1 тоже было напряженно. |
Сегодня Resident Evil считается игрой, которая создала новый жанр – так называемый survival horror, а, попросту говоря, "дожить до рассвета". Ну, или что-то в этом духе. Все серии кошмарных приключений правительственных спецагентов отличает звериная жестокость в отношении к зомби и прочим продуктам бесчеловечных экспериментов корпорации Umbrella, а также крайне напряженный и по-всамделишнему страшный геймплей (при этом имеющий характерные, присущие только играм этой серии, элементы).
Резюмируя все ранее сказанное, могу сказать, что встреча с четвертой частью леденящего душу кошмарика ожидалась неслабая. Да и в новой игре обещалось многое, если не все. Я мариновал себя долго, не заказывая диск, который уже вовсю продавался в Интернет-магазинах и прикормленных торговых точках. Однако, в конце концов, нервы не выдержали, все другие дела были отложены в сторону и диск с игрой был стремительно закуплен в (здесь могла бы быть ваша реклама).
Крестьянский вопрос
"Неее, то не зомби",
говорит Леон Кеннеди, главный герой игры, склонившись над трупом крестьянина, только что бросившегося на него с топором. Спокойствию сотрудника спецслужб можно только позавидовать. Матерый коп, обладающий дискотечной внешностью и обливным полушубком, прибыл в глухую (по нашим предположениям испанскую) деревеньку ни много, ни мало с целью найти и спасти президентскую дочь. Хотя одного взгляда на неприветливую местность уже достаточно, чтобы понять – поиски будут непростыми. Испанская глубинка просто-таки кишит аборигенами-мутантами, ужасными монстрами и, конечно, действующими членами какого-то сурового и сильно мистического культа.
Леон Кеннеди в мехах. Ничего, скоро станет жарко. | Вот такой он, современный коп. |
На первых порах на Леона кидаются лишь крестьяне и крестьянки, детей нет. А жаль. Аграрии, вооруженные в основном сельскохозяйственными орудиями труда, достаточно медлительны, видимо для того, чтобы сыщик мог хладнокровно издырявить их с приличной дистанции. Однако, расслабленная стрельба по живым (наверное) мишеням, заканчивается, как только Леон заходит в сердце деревни. Здесь приходится забираться в дома, задвигать шкафами двери и окна и хладнокровно вышибать мозги лезущим как черти во все щели зомби. Очень напряженно и реально щекочет нервы. Шикарно выглядят падающие с крыш простреленные навылет бабки с граблями в руках. Порой от неминуемой смерти в окружении кровожадных фермеров спасает лишь звон местного церковного колокола, созывающий мутантов на свою страшную мессу.
Между прочим, в игре есть специальный эпизод, где уже после розыска дочери президента нужно выдержать нехилую осаду в двухэтажном коттедже. Ашли Грэхем (дочура) прячется на втором этаже, а Леон и Луис Сера (местный герой-латинос, вопреки местной моде не ставший зомби) пытаются не подпустить к себе довольно большое стадо кровожадных местных жителей, яростно вышибающих окна и двери. К слову, первый же забежавший недруг настолько ловко и быстро запилил меня бензопилой, что я и "мама" сказать не успел. Гостившие у меня в этот поздний час друзья (кстати, разработчики компьютерных игрушек), увидев кровь фонтанами и дергающуюся в еще живом теле Леона пилу, стремительно зажмурились и отвернулись от экрана. Вот она – волшебная сила искусства! Эпизод "осада в доме" – один из самых сильных и напряженных в игре. Нужно не просто сдерживать натиск нечисти по периметру строения, но еще следить за напарником, лезущим на рожон со своим табельным маузером, а также охранять Ашли, которую очень хотят сожрать атакующие. Респект!
Деревенщина! | Типа чинил крышу серпом, а тут я. |
Загарпунить босса
Чтобы долго не ходить вокруг да около, сообщаю сразу – геймплей в Resident Evil 4 лучший. То есть совсем лучший, качественней я лично не видел ни разу. О графике скажу позже и отдельно, сейчас о другом. Игра линейна (некоторые локационные развилки не в счет) и целиком заскриптована практически до уровня кинофильма. Сочетание этого, вкупе с залихватским, дарящим постоянные сюрпризы сюжетом, а также великолепной графикой – обеспечивает реально небывалый уровень погружения и, по сути, является главным достижением авторов игры. Resident Evil 4 играется легко, главный герой будто плывет по леденящему душу сюжету, без усилий, постоянно пугаясь и осторожничая, но не в силах отказаться от нового "ужастика", поджидающего за воротами на следующую локацию.
Стоит добавить, что кроме прочего, игрок избавлен, например, от необходимости самостоятельно прыгать через пропасти, выпадать в окна или наносить в нужный момент смертельный удар монстру. То есть, это не значит, что за него все эти, такие сложные порой в других играх, действия проворачивает специальный киноролик. Наоборот, разработчики избавили игрока от самых неприятных и, не побоюсь этого слова, бесящих элементов: прыжков, хитромудрых драк, перелезаний на руках через пропасти и т.п. Стоит подойти к краю обрыва и нажать специальную кнопку – Леон сам, причем очень красиво и ловко, перепрыгнет на другую сторону. Хочешь в разгар битвы высадить окно и вылететь во двор, чтобы изрешетить монстров с тыла – пожалуйста. Надо лишь подойти к окну, нажать кнопку на джойпаде, и красивый скриптовый ролик покажет, как ловко заокеанская полиция выпадает со второго этажа. В битвах с монстрами тоже все зависит лишь от сосредоточенного взгляда на экран и нажатых вовремя кнопок для уклонения от атак и нанесения смертельных ранений противнику.
Моби Дик, в натуре. | Это уже не охота, это рыбалка. |
Кстати, многие, далекие от удобных и приятных игр люди (не будем показывать пальцем, но это писюковцы) считают такой подход смешным, детским и даже называют жмаканье одной кнопки апофеозом геймплея. В шутку, конечно. Отвечу кратко – они дураки. От игры нужно получать фан, играть в нее должно быть легко и приятно. Нормальному игроку, на мой взгляд, не сильно интересно (в подобных играх) изыскивать единственный способ победить, к примеру, босса уровня, постоянно восстанавливаясь с сейва. Я привык отдыхать за играми, потому киношный вариант и решение боевых вопросов с помощью вовремя нажатой кнопки – считаю гениальным решением. Кстати, все боссы в Resident Evil 4 проходятся легко и с первого раза. Но при этом ощущение от каждой схватки остается как от настоящей драки (особенно запомнился поединок, когда Леон раскатывает по озеру на моторной лодке и мечет гарпуны в чудовище, усердно пытающееся сожрать его). Аж волосы еще минут десять на башке нервно шевелятся. А иногда и руки дрожат. А иногда…хотя, тебе еще рано об этом.
Отдельно хотелось бы упомянуть про головоломки. Они в Resident Evil 4 тоже отменные. Прелесть в том, что их нельзя назвать сложными, но и простыми они уж точно никак не являются. Любая игровая загадка разрешается осмотром близлежащих окрестностей, снятием с трупов необходимых ключей и артефактов или же простой логикой и внимательным изучением задания. Я проверял лично, разгадки доходят даже до самых тупых игроков (опять не будем говорить кто они, и так всем ясно) за очень непродолжительное время. Также удивительным моментом является то, что для разрешения загадок английский язык знать совсем не надо. Вот это дизайн! Круто!
Вечер перстает быть томным. | Почти Кинг-Конг. |
Прострели уроду ногу
Игровой дизайн, язык не повернется назвать как-то иначе, нежели идеальным. Многие вещи, которые в обычной жизни показались бы нам странными и нелепыми, в игре воспринимаются более чем нормально. Хотя, возможно, это правило действует только для знатоков и поклонников серии. Для тех, кто не понял – говорю я, конечно же, о старых знакомых "хербах", которые хранятся в обычных деревянных ящиках или стоят в своих горшках в самых неподходящих для зеленых насаждений местах. Странны и исполинские залежи золота в полуголодной зачумленной деревне, впрочем, удивляют они не менее чем даже аккуратно и очень грамотно расставленные по смертельно опасным локациям торговцы оружием и снаряжением. Если вдруг неясно, все перечисленное я тоже считаю положительными моментами игры.
Испанские лесорубы используют передовые методы. | Кияяя, уррроды!! |
Кстати об оружии. Его в игре, как говорят у нас, дофига и больше. Я насчитал 14 видов, не считая трех типов гранат (термограната, обычная и флэш) и дежурного ножа спецназовца, намертво пришитого к его левой руке. Почти каждый ствол имеет дополнительные аксессуары типа оптических прицелов и специальных прикладов для более удобной стрельбы. Более того, у любого торговца полюбившийся ган можно легко проапгрейдить: увеличить объем магазина, мощность стрельбы, ускорить время перезарядки и.т.п. Понятно, что все оружейные прелести навешиваются на оружие не за просто так, а за найденные на уровнях золото и фамильные драгоценности (помимо банальных монет отыскать можно старинные перстни, кулоны, драгоценные камни и даже ржавые часы). Тут же, у "мерчантов", покупаются бронежилеты и увеличивается размер чемодана, в котором Леон таскает за собой убойный арсенал и медицину. И еще, просто не знаю, куда еще вставить эту фразу – в игре отлично реализована карта (на ней как раз золото и помечено) и журнал с материалами расследования, которые по ходу сюжета отыскивает Леон.
В боях с монстрами рулят прокачанные до убийственной мощи шотганы и ураганный TMP. Полезно также иметь в инвентаре дальнобойную снайперскую винтовку и скорострельный многозарядный пистолет. Неожиданно крутой штукой оказался Mine Thrower, позволяющий с приличной дистанции всадить в кого-нибудь жутко отвратительного гранату замедленного действия. Упоминавшийся ранее нож слабоэффективен, и единственное оправдание его применения
полное отсутствие любых боеприпасов, даже гранат. Вместо ножа строго рекомендуется мочить подбежавших вплотную врагов руками и ногами. Мощный хук, как правило, гарантирует нападающему нокдаун, что может позволить сменить позицию или убежать. Да! И не надо стесняться стрелять по конечностям. Прострелил уроду ногу – он рухнул наземь и его можно добить уже там. Бабахнул в башку – сэкономил патроны. С определенного места в прохождении Resident Evil 4 просто-таки заставляет быть снайпером. Так, например, в сцене заезда на здоровенном то ли бульдозере, то ли катке, обойтись без точечного поражения противников, дающего некий передых в бойне, просто не получится. И никакой жалости! Помните, перед вами уже не люди!
Ну и основное – знатоки серии сразу почувствуют себя словно дома, где все на своих местах, и не нужно объяснять что и как делать. К примеру, "хербы" как и раньше смешиваются из трех цветов: желтого, зеленого и красного. Печатающие машинки-сейвы тоже на старом месте. Одним словом – настоящий Resident Evil.
Кстати, лестницу они снова приставят секунд через 5. | А если взглянуть вооруженным глазом... |
Последняя осень
К моменту написания рецензии, я уже прочитал несколько отзывов родной игропрессы о графике Resident Evil 4. Я согласен с определением игрожурами общего графического настроения игры как осеннего. По крайней мере, стартовые деревенские ландшафты напоминают именно это время года. Пожухлая листва под ногами, лысые стволы и ветки деревьев, хмурое небо и такие же угрюмые, нагоняющие смертную жуть лица испанских крестьян, болеющих странной и непонятной заграничной болезнью. В целом общая тональность исполнения графики Resident Evil 4 выдержана в достаточно четких серо-коричнево-зеленых цветах детской неожиданности тонах. Тем не менее, все персонажи, строения, предметы и вообще любой арт игры выглядят очень рельефно и сочно. По качеству графики с геймкубовской версией Resident Evil 4 трудно поставить рядом любую из существующих на сегодня игр для консолей.
Основная проблема, стоящая перед разработчиками из Cаpcom, как я понял, заключалась в грамотном сочетании сюжетных видеороликов и собственно игрового процесса. Ведь игра, как я это уже неоднократно упоминал, по сути своей – кинофильм. С задачей справились. Великолепная анимация, правильная и всегда, не знаю, как сказать иначе, разная постановка камеры (причем не только в роликах, но и во время приключений по уровням), отлично отрежисированные минисюжеты и вставки, позволяют не замечать переходов между самой игрой и "мувиками". Склейки сделаны настолько органично, что порой не успеваешь даже понять, что пора сделать перерыв на просмотр. И самое главное – пропускать видео нет никакого желания, ибо оно и есть игра.
Артворк одной из локаций. | Художники постарались на славу. |
Кладбище испанских животных. | В очередь, сукины дети! |
В Resident Evil 4 все выполнено с большой любовью к мелочам и потрясающей кропотливостью, будь то подвесной мост, подсвечник или огромная колокольня. Считаю, что именно пристальное внимание авторов к мелочам и сделало "картинку" Resident Evil 4 атмосферной, завораживающей и пугающей одновременно. Многие виды из игры дадут серьезно подкурить большинству голливудских приключенческих блокбастеров, включая всех трех "индианов джонсов" и даже "властелинов колец". А уж качество кинематографичных перебивок сюжета достигло в этой серии каких-то совсем неприличных высот. Смотришь на все это великолепие буквально с отвисшей челюстью.
При каждой небольшой остановке в игре удивляешься количеству интерьерных и антуражных предметов, находящихся вокруг. Проделанная художниками и дизайнерами работа просто-таки колоссальна. И на качестве геймплея и общих ощущениях от участия в истреблении испанской нечисти усердие авторов-художников отражается далеко не последним образом. Игра не отпускает, и оторваться от жутковатых похождений Леона в далеком испанском краю не так-то просто. Игра снится, а в продолжение дня ни на минуту не отпускают мучительные предположения о том, что же будет дальше, постоянно хочется вернуться в этот страшный и ужасно интересный мир. Словом, Resident Evil 4 – тоже своеобразная болезнь. Так и хочется (Внимание! Шутка для борцов с жестокостью в видеоиграх!!!) после продолжительного сеанса игры тяпнуть кого-нибудь по жбану топором. Конечно, в самом хорошем смысле этого слова.
Вечера на испанском хуторе
Большое значение в игре уделено натуралистичности убийств. Звучит страшно, но Resident Evil 4 не состоялся бы, не будь в нем смакования насилия и отвратительной расчлененки. Захлебывающиеся кровью монстры, отстреленные головы, мужик с пакетом на башке вгрызающийся в Леона своей зубастой бензопилой, пьющие кровь зомби, тошнотворные шупальца-монстры, живущие внутри человеческих тел, душерздирающие вопли жертв и выворачивающие нутро зрителя трансформации разъяренных боссов. Один, выпавший из черепа местного Гришки Распутина, противный, облепленный слизью глаз-артефакт легко обеспечит любого смельчака кошмарными снами на ближайшую неделю.
Эпизод из личной практики. Плановая зачистка деревенского дома, Леон со шотганом в руках шпигует одуревших колхозников картечью. Спускаюсь на первый этаж, навстречу выходят два полусгнивших зомби. Один из них очень близко. Стреляю ему в голову, она лопается как арбуз, мозги и кровавый фарш плещутся на стены и пол. Тут же переключаюсь на второго, но вдруг краем глаза вижу ужасное! Крестянин с отстреленной башкой делает типа из последних сил пару шагов ко мне (это в игре, кстати, обычное дело, до этого встречалось не раз) и вдруг кааааааак схватит меня за горло! Ну, братцы, сказать, что я пропотел, будет самым безобидным определениям от тех ощущений, которые испытал. Там было впору уже и памперс сменить. ЗачОт однозначно!
Интересно, наши менты так умеют? | Типа добрый вечер. |
В заключение хотелось бы сказать, что Resident Evil 4 определенно если не лучшая, то одна из лучших игр уходящего года точно. И уж совершенно точно это самая замечательная и масштабная игра в серии. После полного прохождения игрушки, вам традиционно предложат дополнительные бонусы для повторного забега по уровням и два новых эпизода, более сложных, но на старых локациях.
Если ты еще раздумываешь, стоит ли покупать эту игру – отбрось сомнения и бегом в лабаз. Resident Evil 4 можно сейчас найти практически везде. Совсем недавно появилась и PS2 версия. В ней, на мой взгляд, чуть похуже графика, но уверен, геймплей от этого сильно не пострадал. Отдохнуть в окружении зомби все равно придется по полной программе. На всякий еще добавлю, что по слухам, в немецкой версии отрезано большинство ужасов, покоцан сюжет и серьезно снижена общая натуралистичность игры, включая кровь и прочие смертельные спецэффекты. Однако я сам купил версию, коробка и инструкция к которой оформлены полностью на немецком языке. С игрой оказалось все в порядке. Удовольствие получил запредельное. Чего и вам желаю!
Хэдшот! | Не на того прыгнул, [censored]! |
Как не загнуться быстро
Ниже привожу несколько советов, способных немного облегчить жизнь среди мутантов.
• Обязательно разбивай все ящики и подбирай все, что в них находится: хербы, патроны, золото. Изобилие амуниции первых уровней игры, может резко смениться дефицитом патронов и денег и существенно затормозить продвижение по сюжету.
• Старайся подбирать все выпадающее из трупов.
• Не стесняйся возвращаться за патронами, которые не влезли в инвентори и остались лежать позади.
• Мешай хербы в инвентори, чтобы сэкономить там место.
• Внимательно оглядывай окрестности. Множество драгоценностей висит под потолком, лежит в бассейнах, болтается под подвесными мостами и т.п.
• Выбери несколько любимых видов оружия. Лучше всего пистолет, шотган, TMP. И прокачивай их до конца игры. Все найденное или купленное оружие с собой таскать не удастся, а уж прокачать его до упора тем более. Старый, но серьезно проапгрейченный пистолет может оказаться куда круче, чем новинка появившаяся в ассортименте у мерчанта и стоящая безумных денег.
• Никогда не забегай в гущу врагов. Это игра не про костолома-качка Джона Рембо, а про тщедушного полицейского, привыкшего действовать скрытно и издалека.
• Перед тем как выйти на далеко просматривающуюся локацию изучи ее закоулки с помощью оптического прицела.
• Никогда не оставляй Ашли Грэхем одну. Сожрут. Пусть лучше всегда бегает за тобой.
• Деньги трать, в первую очередь, на увеличение чемодана и бронежилет.
• Не покупай РПГ! Он очень дорогой и всего на 1 выстрел. Тебе и так его дадут, где он будет нужен.
• На стартовой локации можно пострелять в ворон. Есть шанс, что из них вывалятся бонусы.
Местный барыга. | Одна из головоломок на стене костела. |
• Для борьбы с боссами используй скорострельные прокачанные пушки. Позаботься, чтобы для них было достаточно патронов.
• В битвах с большими монстрами могут серьезно помочь флэш-гранаты.
• Всегда будь максимально сосредоточен во время проигрывания видеовставок. В этой игре смертельно опасные события происходят неожиданно и часто именно во время видео.
• На локациях, где сидят боссы и мини-боссы, почти всегда есть какая-нибудь ловушка, облегчающая убийство злодея. Например, рельса, бьющая чудовище по башке.
• Расставленные капканы, подвешенный к деревьям динамит и прочие ловушки расстреливай с дистанции заранее. Проскочить мимо них невредимым удается редко, к тому же, при приближении к ловушкам вокруг могут внезапно повылезать монстры.